Суббота, 19.09.2020, 05:59
Борис Благовещенский 
официальный    сайт   писателя
 
Главная » Публицистика » Культура и искусство

О ЧЕЛОВЕКЕ, ПРИДУМАВШЕМ СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, ИЛИ ЖИЗНЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КЛАССИКИ
Человек, как личность, мало изменился в нравственном отношении за последние десять тысячелетий. Я утверждаю это категорически.… Под тонкой плёнкой нравственных понятий, которой современный человек покрыл себя, он всё тот же дикарь, каким был десять тысячелетий назад». Джек Лондон. "Смирительная рубашка".
 
Как не хочется соглашаться с классиком, написавшим эти строки в начале века. Но, увы! Жестокая истина. Окиньте взором планету. Сколько на ней кровавых ран, точек насилия, ненависти и безумия. И так из века в век. Что-то из этого заложено в нашей биологической сути, запрограммировано от недоумия, но многое делается с умыслом из-за корысти. Вот на этом последнем мне и хочется остановить своё внимание. Мне представляется, что, если мы, люди, все очень захотим, то можем уменьшить количество существующего зла, страданий и значительно украсить нашу жизнь.
 
В последние годы меня всё чаще посещает мысль о той отрицательной роли, которую зачастую играет искусство, в частности, кино в нашей жизни. К счастью, это пока не относится к нашему молдавскому кино. В последние годы фильмов у нас снимается, к сожалению, очень мало. Но лучше уж не делать их вообще, чем заполнять экраны сценами насилия и жестокости. Сколько об этом было сказано, сколько слышано, но кто и когда прекратит поэтизировать зло? О, Боже, когда же мы сделаем для себя какие-то выводы? И не только выводы, но и шаг к тому, чтобы зло не повторялось в своих проявлениях.
 
Стремление человека к власти, к деньгам всегда порождало зло. Коммерциализация кино привела к тому, что на экране не случайным, а постоянным явлением стали поделки со сценами жестокости и насилия. Я понимаю, что мы бедны, что все мы хотим жить лучше, а кто-то ещё и лучше всех, но нельзя же в жертву этому приносить наши души, причиняя им всё больше страдания злом, порождающим с помощью кино. Мысль материальна, в ней заключено столько энергии, что под час с нею не справиться никакой силе. Что уже говорить о потоке мыслей, которые льются с теле- и киноэкранов. Сколько человечество будет констатировать, что жестокость, льющаяся с экрана, пожирает человеческие души, приводит к массовым убийствам. Не настало ли давно время повсеместно ввести закон об ответственности личности причастной к искусству за посеянное зло? Человек, взявшийся делать такую вещь, как кино, должен быть мыслителем в самом лучшем смысле этого слова. Если после соприкосновения с его "шедевром" подросток или юноша берёт оружие и хладнокровно расстреливает свою мать, отца, дедушку, бабушку (одна из последних трагедий поведанная нам телевидением), то почему люди, взирая на это должны только констатировать факт и не привлекать к ответственности авторов, породивших своим "творением" безумие, массовое убийство?
 
Изображение жестокости и насилия в искусстве должно быть или запрещено, или быть таким, как в гениальном фильме "Иди и смотри" настоящего мастера Элема Климова. Вот уж где зло показано таким, каким оно есть. К сожалению, кино часто делают дилетанты, считающие себя мастерами. Они не задумываются, как та или иная сцена отразится в психике тех людей, которые будут их смотреть. Поэтому зачастую, думая, что они в своей работе осуждают жестокость, на самом деле часто её поэтизируют. А ведь кино всегда было таким искусством, где всё, что в нём показывается, очень легко поэтизируется, принимается за идеал, трансформируясь в человеческой психике. Вот почему надо быть великим мастером, чтобы, снимая кино, делать его так, чтобы этого не происходило, чтобы зло воспринималось злом, а добродетель – добродетелью. Искусство должно рождать в человеке только прекрасное, самые человеколюбивые мысли и поступки. Человек, возлюби самого себя.
 
«Мораль – это общественный фонд, мучительное накопление многих веков… Боже милостивый, пятьдесят тысячелетий назад, когда мы жили тотемическими родами, наши женщины были несравненно нравственнее и строже!... мораль, которую мы исповедовали в те далёкие времена, была более высокой, чем современная мораль.… Вспомните про детский труд, который у нас применяется, про нашу политическую коррупцию, про взяточничество полиции, про фальсификацию пищевых продуктов и про торгующих своим телом дочерей бедняков». Джек Лондон. "Смирительная рубашка".
 
Так куда же мы идём накануне третьего тысячелетия от рождества Христова? Где она, та новая современная мораль, более высокая, чем учение Христа или Будды, Сократа или Платона? Ну, хорошо, с нами все понятно. Мы, жившие в великом, могучем Союзе потеряли и Христа и Будду и Сократа с Платоном. Но они же там, в странах "свободной демократии" ходили в церкви, костёлы, мечети. Разве они стали нравственнее и чище нас нехристей? Я утверждаю, что нет.
 
Мне думается, что за последние десять лет нашей борьбы за свободу и демократию мы не меньше потеряли, чем приобрели. А, может, были даже и больше. Посмотрите, чем пестрят наши газеты, рекламные издания. В "Собеседнике", издании, которое читают подростки и юноши, вы увидите позы половых сношений. Сутенёрство, открытая торговля проститутками в "Маклере" и других рекламных газетах. Всюду требуются девушки "без комплексов". Порядочность, благовоспитанность, нравственная чистота возводится в ранг порока. Проституция – это результат не свободы, а насилия над личностью. Она – изобретение человека, ставшего на более высокую ступень развития по сравнению со своим пещерным предком.
 
Чем больше денег у человека, тем больше он погружается в пороки. Магнаты, миллиардеры, скопившие свои состояния на нечестных операциях, на слезах и страданиях себе подобных, сорят деньгами, скупают безработных девушек "без комплексов", не забывая при этом устраивать публичные акции милосердия, чтобы продемонстрировать свою благодетельность.
 
«В давние времена мы карали тяжко и убивали быстро.… Но мы никогда не лицемерили. Мы никогда не призывали к себе на помощь печать, церковь, или науку, дабы они освятили своим авторитетом нашу варварскую прихоть. Если мы хотели что-либо совершить, мы совершали это открыто и не прятались за спины учёных экономистов и буржуазных философов или состоящих у нас на жаловании проповедников, профессоров, издателей». Джек Лондон. Смирительная рубашка
 
 Я предугадываю, что многим из нас не понравятся эти слова великого писателя. Как они убийственно справедливы. Давайте снова окинем взором нашу планету. Сколько религиозных распрей, междоусобиц, стремлений перекроить границы ради прихоти групп каких-то людей, каст, партий. Вспомним, как мы ворошили истлевшие страницы истории, желая повернуть её вспять, разорвать, воссоединить то, что складывалось десятилетиями,. веками, всякий раз апеллируя к науке. Я не понимаю логику людей, стремящихся "научно" повернуть историю вспять, как реки, вернуть то, что вернуть невозможно. В истории, как и в природе, не бывает ошибок, ошибаются люди, но не история. В ней же происходит то, что единственно возможное, что может произойти в определённый момент при имеющимся стечении обстоятельств.
 
«Да, только человек с его воображением и властью над материальным миром мог придумать все семь смертных грехов. Другие животные, низкие животные не знают греха». Джек Лондон. "Смирительная рубашка".
 
Вдумаемся же в эти бессмертные слова классика и постараемся, если не опровергнуть их, то стать хотя бы чуть-чуть чище и нравственнее, чем есть мы сегодня.
 
 Март 1995 г.
Категория: Культура и искусство | Добавил: BLAGOVESCHENSKY (07.02.2013) | Автор: Борис Благовещенский
Просмотров: 949 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar